Реклама, маркетинг, PR

Маркетолог: ответственный за рынок

Чем занимаются маркетологи? На какую зарплату они могут рассчитывать? Какие перспективы есть у этой специальности? Какие маркетологи нужны работодателям?

Кто такой маркетолог?

Если обратиться к истории развития рыночных отношений, то станет ясно, что корни этой профессии уходят вглубь веков, ещё в те времена, когда люди только начали что-то продавать друг другу. Уже тогда возникла конкуренция, и нужно было знать спрос на тот или иной товар. Потом, в эпоху развитого капитализма, рынки укрупнялись, конкуренция росла. И тогда маркетинг стал отдельным направлением деятельности. Основы профессии были положены в США.

Как следует из названия профессии, маркетолог – специалист по рынку (от английского market – рынок). В условиях современного бизнеса маркетолог, можно сказать, незаменим. В последние годы ситуация ещё больше обострилась в связи с кризисом, конкуренция между компаниями стала ещё более жёсткой и изощрённой.

В нашей стране «первые ростки» маркетинга появились лишь в 1995 году. Лишь тогда экономические отделения вузов начали готовить маркетологов. А первые дипломированные специалисты, получившие образование в отечественных институтах и университетах, появились на рынке труда в начале 2000-х. Поэтому пока профессия маркетолога сравнительно новая для нашей страны. Специалистов в этой области пока недостаточно. По данным кадровых агентств, спрос на них пока превышает предложение. Конечно, это не значит, что компании готовы брать любых маркетологов, их требования к кандидатам достаточно высоки, но об этом поговорим чуть позже.

Кстати, в России существует профессиональная организация маркетологов: Гильдия Маркетологов. Это некоммерческое партнёрство, которое объединяет ведущих преподавателей, исследователей и консультантов по маркетингу. А так же руководителей маркетинговых служб, журналистов, освещающих вопросы маркетинга, менеджеров ведущих предприятий и организаторов образования по профессии маркетолог. Основная цель Гильдии Маркетологов – поддержание высокой планки профессиональных стандартов, оценка работы специалистов.

Анализируем, исследуем, планируем...

В государственных образовательных стандартах России специальность маркетолог определяется так: «Специалист, основным результатом деятельности которого является, устойчивое функционирование и развитие организации в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и организации». Может быть, определение и точное, но громоздкое и сложное. Попробуем рассказать о маркетинге и маркетологе более простым и доступным языком.

Рынок – это товар и потребитель. Маркетолог – это специалист, работающий для того, чтобы покупатель получил удовольствие от покупки, а продавец товара – прибыль. Для этого маркетологи изучают рынок сбыта, собирают информацию о конкурентах, анализируют спрос на товар, перспективы сбыта и продвижения продукции.

Перед каждым маркетологом стоит вполне определённая задача: увеличить объём продаж товара или услуги своей компании, потеснить или вообще убрать с рынка конкурентов, занять тем самым бОльшую долю рынка, увеличить спрос на товар (например, рассказав о его новых улучшенных качествах). Кроме того, чтобы товар пользовался спросом у потребителя, он должен иметь привлекательный вид и вызывать желание купить это товар. Это – тоже одна из задач, стоящих перед маркетологами.

Ни одну из этих задач не назовёшь простой. Чтобы решать их успешно, маркетолог должен иметь представление о самых разных областях: о производстве товара, особенностях его продажи, о рекламе, финансах... Но все эти знания нужны ему именно для того, чтобы компания была успешна на своём рынке. Один из маркетологов охарактеризовал свою сферу деятельности так: «Маркетинг – это понятие метафизическое. Где границы этой специальности, я лично до сих пор не знаю, хотя мой стаж работы в этой области – пять лет.»

Про работу учителя иногда говорят: «учитель это не работа, а состояние души», про таксиста: «таксист это не работа, а стиль жизни». Продолжая эту линию, можно сказать, что маркетолог – это образ мышления. И чем правильнее это мышление, тем успешнее маркетолог.

Понятно, что быть специалистом во всех отраслях невозможно, а потому универсальных маркетологов, которые знают любой рынок, умеют анализировать и планировать действия в любом сегменте бизнеса, не существует. Поэтому чаще всего маркетологи специализируются на какой-то одной или нескольких товарных группах, или на определённом виде продвижения (например, на интернет-маркетинге). Кроме того, внутри маркетинга есть разные специализации: маркетолог-аналитик, специалист в области маркетинговых исследований и другие.

Чего хотят работодатели?

В крупных организациях есть целые отделы маркетинга, небольшие фирмы чаще всего ограничиваются одним-двумя специалистами. Каких же маркетологов компании хотят взять на работу?

Опыт. Решив взять на работу маркетолога, компании требуют прежде всего опыта. И не просто опыта – а успешного опыта. Маркетолог – специалист, от которого ждут конкретных результатов. А потому он должен убедить работодателя, что он действительно способен добиваться успехов. При этом лучше всего, если этот успешный опыт был при работе с нужной работодателю товарной группой (или – хотя бы со смежной). Поменять отрасль можно, но потребуется приложить усилия: не только продемонстрировать работодателю свой профессионализм и потенциал, но и убедить его, что освоение новой отрасли не займёт слишком много времени.

Профессиональные требования будут зависеть от специализации маркетолога. Чем крупнее компания, тем больше вероятность, что она захочет взять на работу узкоспециализированного профессионала. И наоборот: чем меньше фирма, тем больше шансов, что маркетологу придётся быть одному «во всех лицах»: исследовать, анализировать, придумывать, планировать...

Образование. Жёсткие требования к образованию маркетолога работодатели выдвигают редко. Это и понятно: как мы уже отметили, у нас в стране профессия пока так молода, что многие маркетологи, по сути, — самоучки. Но это не мешает им быть хорошими специалистами: в этой сфере очень важно умение находить нужную информацию и расти профессионально, а это качество не зависит от наличия «корочки».

Но это не значит, что образование в сфере маркетинга бесполезно: если вы хотите стать маркетологом-исследователем, маркетологом-аналитиком и хотели бы работать в крупной компании, то профильное образование может вам помочь. Другие варианты: второе высшее образование, краткосрочные программы в области маркетинга (их сейчас очень много).

Но не стоит надеяться, что вас «всему научат». Теоретические знания по маркетингу и реальная работа маркетолога подчас далеки друг от друга. Поэтому, получив теоретические основы профессии, многое придётся осваивать самому, на практике. И делать это придётся на протяжении всей профессиональной карьеры.

Формальности. Что касается «пресловутых» пола и возраста, то, как раз в области маркетинга этим требованиям не придают особого значения. Конечно, бывают свои исключения, но в целом работодатели предпочитают оценивать маркетологов по их достижениям и способностям, а не по формальным признакам.

Дополнительные навыки. Разумеется, маркетолог должен быть «на ты» с компьютером, хорошо знать профессиональные программы, уметь работать с базами данных. И, конечно, большим плюсом будет хорошее знание английского языка, даже если маркетолог не собирается работать в иностранной компании. Потому что английский язык поможет ему развиваться профессионально: напомним, маркетинг пришёл к нам из США, а это значит, что многие интересные профессиональные идеи сначала появляются на английском языке.

Психологические качества. Нужна стрессоустойчивость, выносливость (рабочий день совсем необязательно будет нормированным), живой интерес к миру бизнеса, желание искать новые креативные ходы, решать сложные задачи. Конечно, на этом пути помогут аналитический склад ума, готовность постоянно повышать свой профессиональный уровень, хорошо развитые коммуникативные навыки.

А что взамен?

Какие условия компании предлагают взамен? Соцпакет может сильно отличаться от компании к компании, поэтому описать «универсальный» соцпакет сложно.

А вот зарплаты маркетологов гораздо лучше поддаются анализу. Они постепенно растут, и, по прогнозам кадровых агентств, в будущем такая тенденция, скорее всего, сохранится.

Чаще всего зарплата маркетологов состоит из двух частей: постоянной (оклада) и переменной части (процентов, премии или бонуса). Переменная часть зависит от того, каковы успехи компании на рынке, насколько успешно решаются те задачи, которые были поставлены перед маркетологами.

Есть тут и свои особенности. Во-первых, маркетологи в крупных компаниях обычно получают более высокую зарплату. Во-вторых, зарплата маркетологов со специализацией несколько выше, чем у маркетологов универсальных.

На московском рынке труда минимальный уровень зарплаты, предлагаемый маркетологу, начинается сейчас примерно от 25-30 тысяч рублей. Более опытные маркетологи (с опытом работы от 3 лет и более) могут рассчитывать на суммарную зарплату примерно от 40 до 70 тысяч рублей и выше, в зависимости от опыта, размера компании и своей специализации. Зарплата руководителей отделов маркетинга существенно выше.

Поэтому можно сказать, что финансовые перспективы у специальности достаточно привлекательные. Кроме того, можно рассчитывать на постепенный карьерный рост. При этом, что немаловажно, отдел маркетинга – одно из ключевых подразделений компании, от его деятельности зависит доход организации.

Какой вывод можно сделать? У сферы маркетинга – большой потенциал, а это значит, что специалисты в этой области не только нужны сейчас, но и будут востребованы в будущем. А если учесть, что в России маркетинг начал развиваться совсем недавно, то можно сказать, что от специалистов, которые сейчас только начинают свою профессиональную карьеру, во многом зависит будущее российского маркетинга как отрасли.

Автор - Антон Лихачев

Источник - www.zarplata.ru


 
Направления подбора

Подписаться на свежий обзор зарплат

Ваше имя*

Ваш E-mail*

Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Обзор зарплат в отраслиСайт Группы кадровых агентств КАУС

г. Москва, Шлюзовая наб., д. 6, стр. 4
Телефон: (495) 660-35-40
e-mail: mail@kaus-group.ru

© 2017 Кадровое агентство
«КАУС-Маркет»

Политика конфиденциальности