Знание рынка труда – основа успеха!

О рынке труда

Что такое маркетинг и чем занимается маркетолог?

Любой вид деятельности, связанный с удовлетворением потребностей населения (торговля, сфера услуг и т. д.), необходимо рассматривать с точки зрения его рентабельности. Ранее этим занимались все кому не лень: менеджеры по продажам, экономисты, продавцы, товароведы и т. д. Но с течением времени появилась необходимость в постоянном отслеживании рынка сбыта товара или услуг, а также спроса на товар и услуги. Комплекс проблем, связанный с исследованием рынка, обусловил появление около 5 лет назад новой специальности — маркетолог. Спрос на этих специалистов год от года увеличивается.

Среди многих появившихся на нашем рынке труда специальностей эта — наиболее молодая. В США и Западной Европе первые специалисты в этой области появились около 30 лет назад, когда после очередного мирового экономического кризиса возникла необходимость взглянуть на бизнес с иной точки зрения. Прежде всего, маркетинг — это суть (идеология) любого бизнеса или области деятельности. Маркетинг заключается в построении концепции деятельности с учетом интересов не только самой организации, но и интересов рынка. Достижение целей через удовлетворение потребностей рынка и есть основная цель маркетинга и, естественно, маркетолога как исполнителя этой задачи.

Для маркетолога, постоянно работающего в одной и той же организации, очень важно знать, какая конечная цель стоит перед предприятием, или принимать участие в разработке стратегического плана развития организации. Исходя из этого можно сказать, какой вид маркетинга будет использоваться. В России получили признание несколько концепций маркетинга: классический, стратегический и так называемый активный (не путать с сетевым). Приведенные концепции, конечно, не отражают всей совокупности методов маркетинга, но в какой-то степени они все же определяют состояние маркетинга на предприятиях и в организациях. К сожалению, российская действительность такова, что руководители предприятий осуществляют руководство самостоятельно, часто интуитивными методами, без учета мнения специалистов и складывающихся внешних обстоятельств. Поэтому маркетологу необходимо владеть всеми методами маркетинга.

В <Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих>, утвержденном Постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.98 г., эта профессия называется <специалист по маркетингу>. Среди основных должностных обязанностей специалиста по маркетингу присутствуют:

  • разработка мер по производству продукции (услуг), которые находят наибольший спрос;
  • изучение рынка сбыта продаваемого товара, тенденций его развития;
  • прогнозирование объема продаж;
  • выявление наиболее эффективных рынков сбыта;
  • исследование факторов, оказывающих влияние на спрос на товар (услугу);
  • изучение типов спроса;
  • стимулирование сбыта;
  • совершенствование информационного обеспечения проводимых исследований;
  • разработка программ по стимулированию спроса и сбыта;
  • анализ конкурентной среды товара (услуги);
  • подготовка рекомендаций по улучшению качества товара и его потребительских свойств;
  • ведение контроля сбыта, постоянного анализа по объему, выручке, времени сбыта (оказания услуг) и территории распространения товара и т. д.

Составители должностных обязанностей маркетолога придерживались классических принципов маркетинга. Единственное, что они упустили, так это привнесение в обязанности маркетолога управления рекламой как процессом, подчиненным маркетингу. В то же время, был упущен такой важный момент, как взаимодействие с процессом управления общественным мнением (PR). В повседневной деятельности маркетолог не всегда работает в тесном контакте с рекламой, что в корне противоречит принципам классического маркетинга. Но все дело в том, что российская специфика существенно отличается от наработанных за короткий период времени методов маркетинга. Поэтому можно сказать, что в каждой организации выстраивается индивидуальная система маркетинга, основы которой еще можно как-то классифицировать, в то время как сама работа маркетолога представляет собой полностью творческий процесс. Только в последнее время маркетинг стал приоритетом в принятии каких-либо управленческих решений, потому что руководители организаций стали понимать, что в настоящее время без детального изучения рынка сбыта товара (услуги), постоянного отслеживания конкурентоспособности товара и многих других маркетинговых мероприятий невозможно не только занять место на рынке, но и удерживать его. Таким образом, маркетолог становится основным генератором новых технологий сбыта товара, и, как следствие, его действия становятся базой для увеличения выручки организации.

Когда же у организации возникает потребность в маркетологе?

Основной сферой деятельности специалистов по маркетингу является любой процесс и его динамика, отсюда- практически любая организация в той или иной степени использует методы и функции маркетинга в своей деятельности. При этом отмечу, что организация, производящая товар или услуги, а также все предприятия торговли просто обязаны для эффективной деятельности иметь в своем штате отдел маркетинга. Кроме того, маркетинговые функции в управлении рынками (товара, труда и т. д.) должен выполнять профессионал. Появиться специалист по маркетингу должен уже на стадии подготовки к открытию предприятия и выбора области его деятельности. Исследования, проводимые маркетологом, помогут организации принять правильное управленческое решение и занять свою нишу на рынке товара (услуги). Вначале я упоминал стратегический маркетинг. Так вот именно в начальной стадии (стадии становления) предприятия, когда разрабатывается его <философия>, приоритет направления деятельности (бизнес-план), маркетолог на основе анализа рынка, конкурентоспособности товара, финансовых затрат определяет или корректирует дальнейшую жизнеспособность товара и самого предприятия на рынке. Руководству предприятия нужно сразу понять, что маркетинг <пронизывает> всю деятельность фирмы снизу доверху, подчиняя управленческие и иные внутренние функции предприятия одной цели — получению прибыли. На каждой жизненной стадии предприятия используются различные виды (концепции) маркетинга, поэтому на следующей стадии развития предприятия (стадии роста) задачей маркетолога в большинстве российских организаций является наработка новых рынков сбыта товара и передача готовых торговых схем в отделы сбыта, что получило название активного маркетинга. На последующих стадиях развития фирмы задачей маркетолога становится работа по поддержанию стабильности спроса на товар (услугу) и изыскание новых секторов сбыта, а также организация постоянного мониторинга пожеланий покупателей по товару (услуге).

Таким образом, труд маркетолога в организации является необходимым для достижения эффективности деятельности любой организации и на любой стадии ее развития. Но при этом работа маркетолога не всегда может служить 100%-ной гарантией от возможных проблем организации, если изначально, на стадии становления, маркетолог не участвовал в составлении бизнес-плана или просто не были проведены маркетинговые исследования. Также деятельность предприятия не будет эффективной, если маркетинг будет преследовать какие-то локальные цели, например, увеличение сбыта одного наименования продукции, а не затрагивать деятельность организации в целом. Приведу реальный пример. Одно из предприятий по производству химической продукции уже имело у себя подразделение, осуществляющее наработку новых схем сбыта (активный маркетинг), в то время как разработкой новых направлений никто не занимался. В итоге в течение полутора последующих лет в сбыте практически всех видов химической продукции произошел серьезный спад, из-за которого пришлось свернуть ряд производств.

Помимо штатной работы специалиста по маркетингу, существует еще ряд возможностей по трудоустройству для специалиста в этой области. В последние три года в России, и особенно в Москве, появилось множество консалтинговых и чисто маркетинговых фирм, проводящих исследования под конкретный заказ. Эта работа отличается от штатной прежде всего тем, что она, как правило, не является постоянной в силу того, что фирмы набирают персонал под конкретный заказ, но в то же время заработная плата за работу, произведенную в рамках этого заказа, может превышать штатную зарплату аналогичного специалиста, работающего в иной организации в два-четыре раза дольше. Но на нее могут рассчитывать, как правило, высококвалифицированные специалисты в области маркетинга, владеющие методами теоретического маркетинга и их практического воплощения, со стажем работы в этой области не менее трех лет.

В силу того что описанная должность подразумевает оснащение достаточно серьезным арсеналом знаний не только в области маркетинга, но и в области экономики, рекламы, психологии, менеджмента и др., восемь-десять свободных должностей по маркетингу, которые можно найти в любом издании, публикующем вакансии, заполняются обычно в течение 2-3 недель, так как реальных специалистов в этой области в среднем в два раза меньше, чем вакансий. Не откликайтесь на объявления, где указывается работа <в области маркетинга>, потому что это может быть сетевой маркетинг. Часто в этой рубрике размещают объявления о приеме на работу сотрудников для изучения общественного мнения. Если вы — студент или начинающий маркетолог, то такой старт в вашей карьере совсем не повредит, так как по сути это маркетинговое исследование. Специалист по маркетингу является достаточно высокооплачиваемой фигурой. В небольшой организации, например в магазине, ежемесячная зарплата маркетолога может достигать 6000 рублей. В организациях среднего размера ежемесячная минимальная зарплата маркетолога — 10 000 рублей, и наконец, в крупных компаниях, банках, торговых сетях маркетолог получает на руки от 20 000 до 35 000 рублей. В иностранных фирмах и консалтинговых компаниях зарплата может достигать и 50 000 рублей в месяц, но не нужно забывать, что столько могут зарабатывать только специалисты экстракласса с образованием, полученном в одном из зарубежных вузов, как правило, со степенью <магистр делового администрирования> и опытом работы в области маркетинга не менее пяти лет.

Для осуществления своих обязанностей маркетологу необходимо только специальное образование. В основном специалисты в области маркетинга, работающие на этой должности более пяти лет, имеют либо образование, полученное за рубежом, либо базовое экономическое или техническое образование и большой практический опыт работы в этой области. В России образование в области маркетинга появилось в середине 90-х гг., когда многие экономические вузы начали организовывать у себя факультеты маркетинга с дисциплинами, необходимыми для практической работы. Но, по моим оценкам, для маркетолога более предпочтительно получение второго высшего образования в области маркетинга или прохождение курсов повышения квалификации. При этом имеющееся базовое образование (экономическое, социологическое или техническое), связанное с получением знаний в области высшей математики, статистики, теории вероятности (около 500 часов), наиболее полно подходит для усвоения программы по маркетингу.

Для маркетолога, по сравнению с представителями других специальностей, практически не важны перспективы должностного роста, так как смысл его деятельности от этого практически не меняется. Для маркетолога важен прежде всего собственный статус в организации. Целесообразно подчинение маркетолога непосредственно первому лицу организации. При ином подчинении деятельность маркетолога теряет свою независимость, так как в силу любого другого подчинения результаты его работы могут искажаться на следующем управленческом уровне в целях сокрытия своих ошибок в стратегической области.

В заключение хочется отметить, что специальность маркетолога является одной из востребованных и динамично развивающихся. В нашей стране спрос на маркетологов появился около пяти лет назад и до сих пор до конца не удовлетворен. Отличительная особенность маркетолога в том, что он может работать в различных организациях, обладая технологией, применимой практически к любой области деятельности.

Если вы решили быть маркетологом, без определенного опыта работы или специального образования им стать невозможно. Но если вы почувствуете увлечение маркетинговыми исследованиями и станете специалистом в области маркетинга, то получите не только удовольствие от работы, открывая каждый раз что-то новое, но и сразу увидите реальные результаты своего труда, обладая при этом одной из самых дефицитных специальностей.

Автор: Борис Чопп 
Источник:
http://www.yugzone.ru/market/m-market2.htm

Направления подбора

Подписаться на свежий обзор зарплат

Ваше имя*

Ваш E-mail*

Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Обзор зарплат в отраслиСайт Группы кадровых агентств КАУС

г. Москва, Шлюзовая наб., д. 6, стр. 4
Телефон: (495) 660-35-40
г. Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д. 2. Телефон: (812) 615-80-39
e-mail: list@kaus-group.ru

© 2020 Кадровое агентство
«КАУС-Маркет»

Политика конфиденциальности