Знание рынка труда – основа успеха!

О рынке труда

Содержание PR-профессии

Сегодня связи с общественностью стали профессией для тысяч людей. Что же определяет содержание профессии специалиста по связям с общественностью? На этот вопрос мы ответим, исходя из функций паблик рилейшнз как профессии. Понятие «функция» (от лат. functio- исполнение, совершение) мы будем трактовать как СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ, которую выполняет тот или иной элемент системы в ее функционировании как целого.

Эта роль не является отвлеченным понятием, она наполняется содержанием и приобретает специфику в зависимости от таких составляющих, как:

  • характеристика общественного сектора, в котором будет работать специалист по связям с общественностью (экономика, политика, культура);
  • профессионально-должностная специализация (пресс-секретарь, PR-менеджер, редактор корпоративной газеты, руководитель PR-отдела и т. д.);
  • наличие и развитость профессиональных и личностных качеств, необходимых для выполнения деятельности по связям с общественностью.

Давайте проанализируем эти три вышеуказанные составляющие профессии специалиста по связям с общественностью.

Связи с общественностью активно реализуются практически во всех секторах общественной жизни — экономическом, политическом, культурном. Происходит заметное перераспределение паблик рилейшнз из сферы политики (в начале 90-х около 50% специализированных агентств обслуживали политический сектор) в сферу экономики. Активно развиваются связи с общественностью в культурной сфере, где лидируют предприятия и организации шоу-бизнеса, а также музеи, театры, культурно-просветительские общественные организации и фонды.

В сфере экономики профессия паблик рилейшнз направлена на развитие фирмы или организации в соответствии с законами рыночной экономики. Работа специалиста по связям с общественностью нацелена таким образом на:

  1. формирование и продвижение корпоративного имиджа предприятий, организаций, а также имиджа отдельных бизнес-элементов — торговых марок, товаров, финансовых и производственных акций и т. д.;
  2. позиционирование (определение места) фирмы и ее отдельных подразделений, товаров и марок в рыночном пространстве и сознании потребителей;
  3. поддержание общей маркетинговой стратегии фирмы, функционирование отдельных инструментов маркетинга, компенсацию и издержек или неэффективности. Именно специалист по связям с общественностью должен публично признавать ошибки или поражения фирмы;
  4. снижение маркетинговой эффективности конкурентов, знание и использование стратегических и тактических преимуществ собственной фирмы или организации на рынке, оперативное реагирование на изменения рыночной среды;
  5. обеспечение необходимого уровня открытости фирмы в различных аудиториях, продвижение ее имиджа как благополучной, эффективной и общественно-полезной структуры;
  6. предотвращение и управление локальными (внутрифирменными) и макроэкономическими кризисами, выявление и нейтрализацию потенциальных угроз, связанных с деятельностью фирмы или организации (например, угрозы окружающей среде или здоровью человека и т. д.);
  7. формирование и укрепление коллектива, благоприятного психологического и профессионального климата, информирование и разъяснение сотрудникам стратегии и политики фирмы, преодоление непонимания и производственных конфликтов (внутренний паблик рилейшнз).

Общесоциальная роль специалистов по связям с общественностью в сфере экономики направлена на воспитание экономического сознания и поведения людей, на регулирование их трудовых, предпринимательских, потребительских мотиваций. Деятельность таких профессионалов способствует выработке экономической политики фирмы, отрасли, целого государства, в частности, стимулированию деловой активности, поддержанию отечественного производителя, налогообложению, лицензированию и т. д. Связи с общественностью оказывают существенное влияние на государственную политику в сфере производства и потребления, на компетентное решение задач краткосрочного и стратегического прогнозирований, на деятельность всех управленческих органов.

Роль связей с общественностью, а соответственно, и профессии пиармена, в другом секторе общественной жизни политике — также чрезвычайно велика и обладает собственной спецификой. Паблик рилейшнз в демократическом обществе выполняет важную системообразующую функцию: отвечает за представление и формирование демократической власти, поддерживает и обеспечивает другие институты демократии, например, институт общественного мнения. Работа специалиста по связям с общественностью в сфере политики нацелена на:

  1. формирование направлений, целей и стратегий политического развития государства или сообщества государств;
  2. изменение политического курса, трансформацию тактических аспектов реализации политики;
  3. формирование политической элиты демократического государства, появлению или исчезновению с политической арены партий, движений, отдельных политических лидеров, рост или падение их популярности и авторитета;
  4. формирование или распад различных политических институтов;
  5. реализацию публичной политики политического субъекта.

Этим субъектом может выступать совокупный институт власти, представители которого не могут существовать без того, чтобы не доносить до граждан свою волю, обнародовать и разъяснять отдельные решения, а также отдельные субъекты, которые не могут стать полноценными членами политической элиты до тех пор, пока не превратятся в публичных лидеров.

В целом связи с общественностью являются одним из элементов среды, в которой существует политическая система, а также составной частью этой системы. Их основная роль заключается в выполнении как общих политических функций конкретного государства (например, функции политической социализации), так и процессуальных (принятие и выполнение политических решений, выражение интересов общественности и т. д.). В третьем секторе общественной жизни — культурном — паблик рилейшнз воздействует на процесс восприятия, трансляции и трансформации культурных и духовных ценностей, норм, традиций, обрядов и т. д. Именно здесь проявляется комплексная природа PR, которая взаимодействует как с обыденным, так и со специфическим сознанием, интегрирует в своей структуре элементы общественной психологии, идеологии, культуры и т. д.

Связи с общественностью активно включены в процесс производства духовных ценностей. Так, например, пиармен анализирует, обобщает факты, наблюдения, события повседневной жизни, тем самым формирует ценностные убеждения и суждения типа «добро-зло», «истина-ложь». Специалисты по связям с общественностью постоянно отбирают из культурного и духовного поля то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения интересов своего субъекта — фирмы или организации, что обеспечит им выживание и развитие, а что противостоит этому. Благодаря паблик рилейшнз формируются такие духовные образования, как стереотипы, традиции, своего рода, неписаные законы. Именно специалисты по связям с общественностью стали создателями и проводниками деловой этики и специфической эстетики бизнес-среды. Если же работа пиармена связана непосредственно с культурной областью (кино, музыка, театр и т. д.), то его социальные функции направлены на:

  1. формирование, развитие культурных и эстетических традиций, стилей, школ;
  2. формирование культурной и духовной элиты;
  3. эволюцию культурной политики государства, деятельности культурных, политических, гражданских, общественных институтов;
  4. трансформацию старых и появление новых стереотипов и поведенческих практик в культурной и духовной сферах;
  5. передачу знаний о культурных и духовных ценностях, нормах, традициях, создание комплексов этических и эстетических представлений своего субъекта.

Итак, мы определили содержание профессии PR и рассмотрели социальные функции специалистов по связям с общественностью, реализующих свою профессию в различных секторах общественной жизни. Представление о них не будет являться полным без четкою понимания не только стабилизирующей, но и дестабилизирующей роли PR-деятельности. Дестабилизирующая роль связей с общественностью может быть вызвана неэтичным или непрофессиональным поведением пиармена в отношении своего конкурента, средства массовой информации, потребителя и т. д.

Незнание основных норм и правил профессии, в основе которой лежит налаживание позитивного диалога с различными аудиторными группами, может стать причиной сознательного провоцирования конфликтной ситуации, формирования ложных слухов и неправдивой информации, а также многих других действий, которые являются неприемлемыми для настоящего профессионала. Современная практика предлагает нам немало примеров того, когда связи с общественностью из инструмента согласия превращаются в технологию разрушения и конфликта, используются в качестве деструктивного и антиобщественного оружия. Развитие демократических принципов управления отчеством, укрепление авторитета общественных PR-организаций, стабилизация экономики и появление профессиональных пиарменов смогут противостоять дестабилизирующей роли непрофессионализма, сохранить его исходную позитивную сущность.

Источник: http://pr-study.ru/theory/pr-content.php

Направления подбора

Подписаться на свежий обзор зарплат

Ваше имя*

Ваш E-mail*

Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Обзор зарплат в отраслиСайт Группы кадровых агентств КАУС

г. Москва, Шлюзовая наб., д. 6, стр. 4
Телефон: (495) 660-35-40
г. Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д. 2. Телефон: (812) 615-80-39
e-mail: list@kaus-group.ru

© 2020 Кадровое агентство
«КАУС-Маркет»

Политика конфиденциальности